«Коллекционер современного Петербургского искусства: анамнез, диагноз, перспективы». Круглый стол. - Интернет-телеканал ВИДЕОГАЗЕТА ARTWAY.TV
Печатная версия



Блог редакции, Главная



«Коллекционер современного Петербургского искусства: анамнез, диагноз, перспективы». Круглый стол.

Декабрь 15, 2017

 

Как начать коллекционировать искусство, стоит ли инвестировать в искусство, зачем нужны галереи, каких современных художников надо покупать и где? На эти и многие другие вопросы вы наверняка получите ответ из этой статьи.

Недавно в арт-пространстве «ДК Громов», в рамках выставочного проекта NEW COLLECTION прошел круглый стол на тему «Коллекционер современного петербургского искусства: анамнез, диагноз, перспективы».

Коллекционеры и художники, галеристы и арт-критики, кураторы и журналисты собрались, чтобы ответить на вопрос: «Кто, почему и зачем коллекционирует в Санкт-Петербурге современное петербургское искусство?»

Для тех, кто не побывал на этом мероприятии, но интересуется темой, наверняка, этот материал будет очень интересен!

Собравшихся приветствовал Игорь Суханов, коллекционер, основатель «ДК Громов»: «Друзья, коллекционируйте современное искусство, поддерживайте художников, делайте жизнь свою и окружающих красивее и интереснее!».

Дмитрий Мильков, арт-директор «ДК Громов», модератор дискуссии: «Я хочу представить наших сегодняшних экспертов, спикеров. Сергей Ватрушин сегодня несет ответ за петербуржских арт-дилеров, галеристов. Семен Мотолянец, художник. Стас Савицкий сегодня будет пребывать в привычной для него роли искусствоведа и арт-критика. Олеся Туркина, искусствовед, арт-критик, куратор выставочного проекта NEW COLLECTION. Борис Файзулин, коллекционер. Денис Химиляйне, коллекционер.

Наш круглый стол посвящен феномену коллекционирования. За год существования арт-пространства «ДК Громов» мы нащупали тот путь, по которому собираемся идти дальше. «ДК Громов» претендует объединять (и в рамках выставочной деятельности, и в рамках дружеских бесед, и в рамках круглых столов, семинаров), в первую очередь, петербургских частных коллекционеров. Поэтому именно о частном коллекционировании петербургского искусства мы и будем сегодня говорить.

Хочу передать слово Олесе Туркиной. И хочу спросить Олесю, что она думает о коллекционерах петербургского искусства. Насколько феномену коллекционирования, фигуре коллекционера уделяется сегодня достаточно внимания. В полной ли мере оценена роль коллекционера в истории искусства и в его сегодняшнем дне? Ведь даже ты, например, зная, наверное, всех петербургских галеристов, искусствоведов, арт-критиков, знаешь далеко не всех коллекционеров».

Олеся Туркина: «Дима, спасибо. Я работаю в Русском музее всю жизнь, работаю в отделе современного искусства, и поэтому мы общаемся напрямую с художниками. Но я считаю, что мы должны знать коллекционеров в лицо, хотя не всегда это получается. Например, о Денисе Химиляйне я слышала от многих художников, но как-то так получилось, что мы не столкнулись. В процессе этой выставки я действительно познакомилась лично со многими коллекционерами. И в очередной раз убедилась, чтосовременное искусство тоже является частью истории искусства. То, что художник сделал 5 лет назад, тоже становится историей, и, например, вот сейчас он создает совершенно другие произведения. Ранние работы Семена Мотолянца отличаются от тех работ, которые он делает сейчас. Когда коллекционеры собирают современное искусство, что они делают? Они проявляют свою индивидуальность, они доверяют миру. Когда ты собираешь своих современников, ты доверяешь своему времени. Если ты покупаешь современного художника, значит, ты имеешь невероятное доверие, чутье, свободу выбора. В этом есть, конечно, и риск, но и невероятный адреналин. Именно индивидуальность, индивидуализм, который сейчас можно проявить, и проявить, таким образом, через доверие, которое вы оказываете произведению искусства и своему современному художнику, мне кажется невероятно важным фактом для свободы личности и для новой человечности».

Д.М.: «Олеся, насколько государственные петербургские музеи действительно держат коллекционеров в поле зрения, работают с ними, имеют какую-то стратегию, практику работы с ними?»

О.Т.: «Русский музей обожает коллекционеров, мои коллеги, которые находятся в зале, могут это подтвердить».

Валентина Беляева, старший научный сотрудник Русского музея: «Я работаю в отделе новейших течений. И вот явление, которое сформировалось в последние полгода. Сначала галерея Anna Nova захотела с нами сотрудничать и дарить работы в Русский музей, и затем, Галерея Марины Гисич тоже выразила такое желание. Есть выставки, которые мы бы хотели, чтобы у нас были, но которые мы никогда сами себе не сможем позволить по простой причине, что финансирование минусовое в современном искусстве. Единственная наша надежда на то, что лакуны, которые есть в нашей современной коллекции, будут именно закрыты тем, что подарят художники и коллекционеры. Одна гуманная история – это помочь художнику, вторая гуманная история – это, конечно же, помочь музею по той простой причине, что музей — это не только кладбище искусства, но он еще и сокровищница, и мы к ней как к сокровищнице относимся, к своему месту работы».

Д.М.: «Мы, готовя выставку New Collection, очень жестко разделили понятия частного коллекционера и галериста. Хочу задать вопрос Сергею Ватрушину. Прошу его ответить на мой вопрос с позиции в первую очередь человека, продающего искусство, являющегося посредником между художником и коллекционером. В пищевой цепочке, кто помнит уроки биологии, существуют жертвы, и это почти все, и существует понятие верховного хищника, т.е. это тот, который в конце кого-то съедает, но вот его съесть уже никто не может. Я задался таким вопросом, на который не смог однозначно ответить. Вот коллекционер. С одной стороны – это абсолютная жертва всех остальных, проходящих по делу фигурантов. Т.е., критик пишет о том, что надо покупать коллекционеру, галерист с ним солидарен и помогает покупать, искусствовед тоже подначивает покупателя, и все перечисленные в общем-то тем самым зарабатываю свои деньги. Единственный, кто тратит деньги, это коллекционер, который является жертвой убеждения всех остальных участников арт-рынка. Но, с другой стороны, он может быть и есть этот самый верховный конечный хищник, потому что он-то и является приобретателем того самого искусства, которое столь прекрасно.  Вопрос к Сергею. Так все-таки с точки зрения галериста как участника этой пищевой цепочки, коллекционер — кто

Сергей Ватрушин: «Я искренне считаю, что коллекционер – это самый главный выгодоприобретатель. Причем, я это могу сказать потому, что я выступаю в двух лицах: как коллекционер, и как продавец, арт-дилергалерист. Когда мне приходится продавать многие вещи, которые в коллекции галереи, то очень часто мне очень долго жалко эти вещи. Единственна отрада – я все время прихожу к людям, с которыми я работаю и вижу эти вещи у них в коллекции, на стенах, и это, конечно, очень сильно радует. Я себя убедил, что вещи в никуда не уходят, не пропадают, они всегда в доступе, их можно посмотреть, ну а кто текущий владелец, большой разницы нет, всегда выигрывает искусство поскольку вещи начинают жить в коллекциях, на стенах квартир, музеев, выставочных залов. Люди их видят, собственно, произведения для того и создаются. Но однозначно выгодоприобретатель – это коллекционер. К сожалению, у нас очень малый процент коллекционеров в стране по отношению с западными странами, это очевидно. Я думаю, это связано с тем, что культура потребления искусства прерывалась в связи с известными событиями. Люди сейчас только начинают понимать, насколько это большое удовольствие – коллекционировать произведения искусства.

На самом деле, когда человек входит в эту тему, начинает приобретать искусство, на самом деле он «попал». Я много видел таких людей, остановиться практически невозможно. Люди продолжают последние деньги вкладывать, приобретаяпроизведения искусства. Очень заразительная вещь. Я как арт-дилер, галерист работаю со многими людьми, есть очень небедные люди, есть совсем небогатые люди. Есть такое расхожее мнение, что богатые люди должны покупать больше. Ничего подобного. Вопрос в степени вовлеченности конкретной личности в этот процесс. Если человек —фанатик коллекционирования, большой любитель искусства, вне зависимости от его достатка происходит приобретение произведения в коллекцию. Я не припомню, что кто-то, кто искренне любит искусство, остановился. Единственное ограничение — это когда уже вешать некуда. Рекомендую, если кто-то колеблется вопросом «начинать ли коллекционировать?» —  начинайте.

Д.М.: «Много раз прозвучало «увлечение, фан».  Как коллекционер, ты, наверное, обращаешь внимание на стоимость работы, на увеличение этой стоимости в дальнейшем, на ликвидность той или иной работы. Чего все-таки, на твой взгляд, в тех коллекционерах, с которыми ты работаешь, больше – прагматики или любви?»

С.В.: «Есть любители, которые коллекционируют и ничего не продают, естьинвестиционные коллекции. Часты также промежуточные варианты, т.е. человек коллекционирует из любви к искусству, но, в принципе, готов за какие-то приличные деньги с чем-то расставаться. Знаю многих людей, которые инвестиционные коллекциисоздают. Тоже интересное занятие. Но проблема в том, что на стагнирующем рынке,инвестиционное коллекционирование теряет определенный смысл, и люди могут разочароваться в искусстве. Немножко это обидно бывает, поскольку искусство тут ни при чем, а человек собрал хорошие вещи, прекрасную коллекцию, но он имел в виду совсем другое. И получается некое несоответствие уровня его коллекции тем задачам, которые он ставил, происходит разочарование. Я занимаюсь консультациями в области создания коллекций. Я всегда честно людей предупреждаю, что искусство может подешеветь, есть еще понятие такое как ликвидность, т.е. вещь может иметь рыночную цену высокую, но продать его невозможно за эту цену, и за половину этой цены. Есть более ликвидные вещи, которые так сильно не падают даже на падающем рынке».

Д.М.: «У меня вопрос к Семену Моталянцу. В каких отношениях находятся художник и коллекционер? Арт-рынок во всем мире устроен так: есть художник, художником занимается галерея, дальше галерея продает работы художника коллекционерам (того художника, который сотрудничают именно с этой галереей, как с неким определенным посредником). Для многих коллекционеров вопрос весьма насущный. Ты приходишь к художнику, а он говорит, обращайтесь в галерею, а в галерее все в два раза дороже. Анапрямую художнику порой продать неудобно, потому что есть определенные обязательства перед галереей. Нужен ли этот посредник в пищевой цепочке? Семен, что ты думаешь по поводу этого устоявшегося устройства арт-рынка

С.М.: «Мне кажется, сравнение с пищевой цепью, дарвинизм – это опасная такая тема. Здесь, скорее, интересен вопрос, происходит ли отчуждение? Вот коллекционер покупает работу, и труд художника отчужден или не отчужден. Мне кажется, это ответственность и коллекционера, и художника. Если происходит это отчуждение, то создается конъюнктура. И художник может, осознавая, какие коллекционеры есть в городе, обрабатывать именно конъюнктуру тех коллекционеров, которые присутствуют. Это опасная история, мне кажется, с двойной ответственностью, что и художник должен быть освобожденным, потому что это, возможно, его последний вид деятельности, который не отчужден, поэтому он должен сохранить его, это должно быть для него, мне кажется, очень важно, и тогда будет происходить какой-то процесс. Я, например, в детстве увлекался нумизматикой, и мне сказали, вообще, чтобы собрать коллекцию, она должна быть определенно тематической, потому что они должны различаться, разные коллекции должны различаться. Все коллекции того чуть-чуть, того чуть-чуть обладают определенной безликостью. Вот в Русском музее была коллекция Генри Буля, он коллекционирует исключительно руки —  отличная интересная выставка именно про коллекционирование, мы смотрим, что человек именно нашел определенную тематику, нашел свой фетиш и построил коллекцию, потому что ее можно собрать. Потому что собрать все невозможно. Можно сказать, что у этой коллекции есть какое-то лицо. Может быть, это какая-то и примитивная система, коллекционирование, которое гвоздится на элементе рук, но это тоже какой-то важный момент. А во взаимоотношении художников и коллекционеров, мне кажется, есть здесь тематическая история. У нас общие мастерские. Привод коллекционеров окутан тайной всегда. Главное, чтобы другие художники не были в это время, когда кто-то ведет коллекционеров. Их достают из-под полы, ищут способы, безусловно, это черная сторона этого всего арт-рынка, или как это назвать. Человек должен прийти, когда нет никаких конкурентов, это тоже феномен, который существует в арт-мире. Это такая комическая история, потому что у нас не так много коллекционеров, которые имеют связь, чаще, мне кажется, коллекционер с художником не связан, потому что между ними стоит галерея, которая заинтересована, чтобы художник не знал своего коллекционера, потому что, если он узнает его напрямую, то экономическая функция галереи отпадет».

Д.М.: «То, что привносит галерея как свой вклад в функционирование арт-рынка, более ценно, чем те сложности, ограничения, которые присутствие галереи создает для художника и коллекционера? Или, может быть, если это звено убрать, так всем и легче будет?»

С.М.: «Нет, если звено это возникло, значит запрос на него есть. Художник с галеристом находятся скорее в более напряженных отношениях, чем это какой-то открытый тип коммуникации, сотрудничество в полностью доверительном смысле. Мне кажется, все элементы правомочны и имеют право существовать. Вопрос — какова их связь, нужно ли узнавать об этом художнику, или художник все-таки должен быть небожителем и создавать какие-то вещи, которые уже потом дальше на усмотрении галереи, или она верит в художника и продвигает какие-то вещи, или она не верит в художника и отказывает ему. Мне кажется, поскольку все-таки коллекционируют в основном живопись и какие-то вещи, предметы, очень сложно разделить, где коллекционируют искусство, где коллекционируют просто предмет. Это тоже очень важный момент. Потому что бывает очень хорошее искусство, но не предметное. Или предметное, но сложно сказать, что оно поддается коллекционированию. Это тоже важный момент. Такого искусства много, и художники хорошие, но, глядя на художников, которые делают вещи, видишь, что они гораздо быстрее становятся на тот путь, понимают, что так гораздо лучше в экономической ситуации работать —  это создавать предметы, и, я думаю, искусство оттуда по чуть-чуть уходит».

Д.М.: «У меня вопрос к Денису Химиляйне. Что это за занятие на сегодняшний день,коллекционирование? И в первую очередь, коллекционирование петербургского искусства. Кто этим занимается, зачем, как влияет на коллекционирование внешняя среда и политика, экономика и социальная среда, наличие той инфраструктуры и сервисов — критик, галереяискусствовед. Что это за люди, коллекционеры, что ими движет?»

Д.Х.: «Добрый день!   Мне сложно говорить за всех. Для меня это способ поймать срез времени достаточно небольшими деньгами —  с одной стороны. С другой стороны, это просто хобби, которое у тебя есть, которое тобой движет, и которое погружает тебя в другой мир. Ты, общаясь с художниками, галеристами, теми людьми, с которыми ты бы в своей нормальной жизни, в работе не общаешься, они проходят мимо тебя. Это просто некое дополнение жизни, часть ее. Я не вижу здесь каких-то особых странностей. Это такое же хобби, как и все остальные».

Д.М.: «Насколько в сфере коллекционирования велика инвестиционная мотивация

Д.Х.: «На мой взгляд, кризис, конечно, сыграл свою роль, в России стало в принципе меньше денег, чем было раньше, но, с другой стороны, он приблизил художников, галеристов к миру, к нам, простым людям, у которых не очень много денег, чтобыпокупать искусство. Если мы вспомним, работы на Sotheby’s уходили за несколько сот тысяч долларов, и даже 7-8 год те же нонконформисты первого уровня стоили по 300-400 тысяч, произошло некое переосмысление. Появились хорошие художники, молодые художники, потихонечку, все развивается. Я не думаю, что мы в какой-то момент приблизимся к западным ценам, в части современного искусства. Потому что у нас просто другая экономика. Нам надо поменять в России все, чтобы цены на искусство выросли».

Д.М.: «Мне кажется, для многих бизнесменов, для многих корпораций на Западеколлекционирование искусства — хороший тон, который помогает бизнесу. Для русского бизнесмена это просто параллельная история, которая ни помогает, ни мешает?»

Д.Х.: «Я не подхожу к этому вопросу, помогает или мешает. Я в принципе не обращаю внимание, помогает это или мешает. Мне по большому мнение других не интересно, в том, что я делаю».

Д.М.: «То, чем занимается сегодня «ДК Громов», это в том числе выстраивание знакомств, взаимоотношений, партнерства между коллекционерами очень разных поколений. МЫ имеем дело с коллекциями разного происхождения. У тех, с кем мы дружим и сотрудничаем, в коллекционировании было совсем разное начало пути. Борис, как-то изменился тип коллекционера сегодня?»

Борис Файзулин, коллекционер: «Добрый вечер! Не очень понимаю, как ответить на вопрос, потому что, например, с Денисом я только что познакомился. С Игорем Сухановым мы знакомы. Но признаться, я не могу знать его мотивацию. Может, он сам ее не осознает, это вещь из-под сознания идущая. То, как я чувствую, как он делает, я не вижу за этим стремления типа игры в бирже. Олеся говорила, что это область рискованная, с адреналином. Я не знаю. Я человек другого поколения. Мне всегда было понятно, то, что я покупаю, никогда никому продать невозможно. В голову не могло прийти. Конечно, сейчас времена изменились, и я меняюсь.  И я это понимаю. Если говорить о структурах арт-рынка, институции как таковой, которая обслуживает арт-рынок, наша ситуация напоминает игру, в том смысле что это не настоящая, движущаяся экономическими механизмами структура. Это структура, больше построенная на интересах, на фанатизме кого-то, на вещах, которые несмотря на кажущуюся экономическую основу этой основы не имеют. И дело не в том, что неправильно строится структура, просто у нее нет мяса. Скелет все нормально, но раз нет спроса, платежеспособного спроса, раз нет массового запроса того, кто является потребителем искусства, вся эта структура создается как тренировочная структура. Это некоторая искусственная вещь, игра. В этом смысле я не вовлечен в игру. Я, в каком-то смысле, инородное тело. Актуальное искусство не является центром моих интересов. Невозможно всего объять. Я, например, как коллекционер в эту структуру не вовлечен. Со старых времен у меня остались нормальные отношения со многими художниками, здесь галерист мне не нужен. Но вообще-то он нужен».

Д.М.: «Вопрос к Стасу Савицкому. С точки зрения искусствоведа, арт-критика, куратора, который занимается в первую очередь актуальным современным петербургским искусством, петербуржское нынешнее искусство, то, что, в частности, представлено на выставке New Collection, можно рассматривать как некую состоявшуюся реальность? Когда пройдет время, «товарищи потомки» об этом вспомнят?»

С.С.: Добрый день! Я чувствую, что за коллекционным опытом в Петербурге, стоит не инвестиционная прагматика, а стоят страсти разные. Некоторая одержимость, нечто, что тобой движет. Собственно, искусство той прагматической жизни, которой мы так удручены в России, ведь после Советского романтизма и отрешенности от средне повседневных забот, это прежде всего некоторая отдушина. NEW COLLECTION – есть выставка про эту увлеченность. Энтузиазм не возможен в русской современной прагматике. Никто же сейчас ничем не увлекается. Искусство, которое мы здесь видим, балансирует на грани реального, и этим увлекает. Это очень интересный срез искусства, где художнику наконец отвели минимум места. Можно посмотреть на искусство не с точки зрения того, кто его делает, а с точки зрения того, кто его наполняет мечтами. Выставка очень интересна, это про фантазии тех, кто в это искусство верит, это выставка про счастливый симбиоз».

Д.М.: «Хочу задать вопрос, сидящим в зал. Вот Яков Кальменс, коллекционер, что на ваш взгляд могло бы наше арт-пространство сделать хорошего для коллекционеров?»

Яков Кальменс: «Никто не учитывает, когда вы определили коллекционирование и прочее, чисто медицинские и физиологические аспекты. Изобразительное искусство — это визуальный раздражитель, и есть небольшая прослойка людей, у которых визуальный раздражитель вызывает выброс эндорфинов в головной мозг. Это физиология. Относительно инвестирования. Попадалово в чистом виде. Как только вы приобретаете работу, в ту же секунду она перестает что-то стоить. Улучшение экономической обстановки приведет к следующему. Как только появится больше футболистов и их жен, которые, залеченные искусствоведами будут покупать лишь бы подороже, мгновенно появится в три раза больше художников. Относительнопаразитирования галерей. Галереи – это убыточный бизнес, это колоссальный минус. Это занятие для состоятельных людей, честь им и хвала, что они этим занимаются. Я лично для себя, я могу это делать для своего удовольствия. Это наркомания, психическое отклонение, но я социально неопасен. Когда у меня появляется тоска по нехватке серотонина, просто я вынужден, если я три дня не сплю, я думаю — надо брать».

Оксана Куренбина — коллекционер, галерист, куратор арт-проектов: «Хочу не согласиться с предыдущим оратором. Я начала коллекционировать 15 лет назад, ровно с того времени, как возник наш «Арт-отель Рахманинов». За эти годы наша коллекция стала стоит намного дороже. Если человек решил купить картину или фотографию, но не хочет потерять деньги, вложенные в это искусство, необходимо иметь либо врожденное чутье, вкус, образование, либо иметь доверенного консультанта, и конечно, больше общаться с  галереями — ходить на выставки, вернисажиарт-ярмарки,   причём по всему миру, чтобы понимать тенденции и  очень серьезно заниматься самообразованием. К примеру, недавно мне удалось приобрести две замечательных картины всего по 50 тысяч! Одну уже просят продать за 500! Наверное, для того, чтобы происходили подобные вещи, нужно бывать в разных кругах, топтаться в одном богемном и андеграундном кругу мало, а галеристу просто необходимо быть вхожим в светскую тусовку. Мне очень странно, когда вы сказали, что вот, купил и попал. Нет. Купил и приподнялся.  Конечно, мы покупаем не для продажи. Я тоже не продаю за 500 тысяч ту работу, но, тем не менее, может наступить такой момент. Гостям нашего отеля, где имеется своё галерейное пространство и где постоянно проходят выставки и вернисажи, заинтересованным в приобретении произведений искусства, будь то картина художника или фотография, мы всегда подробно рассказываем и объясняем, что на сегодня является интересной и красивой инвестицией, а что просто декорацией интерьера. И это их выбор — купить и попасть или купить и приподняться!».

Александр Андрющенко, коллекционер: «Рад, что здесь прозвучало слово «страсть». Это, по-моему, не единственная, но самая главная мотивация любого коллекционера. Практически все мы, кто собрался здесь, — коллекционеры современного искусства. Я начинал свою коллекцию 30 лет назад, конечно, знаком со всеми художниками того времени, как и со многими этого времени. Они наши современники. Другое дело, что конечно, поколенческое отношение к действительности может быть разным. Любой художник – это художник, который переживает, рефлексирует на современный ему мир, но ставит задачи общечеловеческие, общемировые. Этих тем существует не так много.  Современный художник их переживает немного по-другому, не так, как художник, который жил 10-20 лет назад, и этим он интересен. Своим переживанием вечных тем через современность. Существует огромное количество объектов современного искусства, которые нематериальны. Как может коллекционер коллекционировать такое искусство. Это главная проблема, которая сегодня не прозвучала. Это самое интересное и самое главное. Я не дорос, не могу позволить себе. И не укладывается в голове, а как. Что касается инвестиционного момента, здесь об этом каждый коллекционер в душе мечтает, что он когда-то в свое время или сейчас откроет какое-то имя. Это и есть инвестиция. Не денежная, интеллектуальная. Это вполне естественно и нормально. 35-40лет назад можно было покупать картины за 100 долларов, конечно, сейчас они стоят дороже. А вот открыть имя – это инвестиция».

Александр Дашевский, художник: «Я бы с удовольствием подписался под утверждением, что коллекционерами движет чистая страсть, и не стоит никакой прагматики. Но, к сожалению, это не так. За каким-то большим слоем коллекционеров, которых нет в зале, стоят четкие прагматические схемы, и многие из людей моего поколения, 70% людей, с которыми я имел какие-то контакты, — это люди моего и младшего возраста. По-другому заряженные, другими масштабами потребляющие искусство. Лицо коллекционера меняется резко, последние года 3 или 5. Говорить о том, что современное коллекционирование происходит совсем без коммерческого прицела, я бы не стал. Современное искусство поставлено в России в такие условия, что оно скорее должно отбиваться от хитреньких продуманов, которые хотят на нем нажиться. Речь о том, что искусство все больше втравливается в какие-то непонятные темы, связанные с арт-девелопментом, развлекушками, пространствами. Я думаю, каждый художник в какую-то такую шляпу встрял. Многие коллекции созданы с прицелом на то, что вокруг них будет такая активность. Я против такого прагматизма. Мне он совершенно не нравится. Если искусство хоть как-то, где-то используется как инструмент, через 2 хода становится все равно, какое это искусство, оно оценивается по критерию эффективности. А сколько людей пришло посмотреть на картину Рембрандта. А если мы заставим там голых теток бегать, будет еще лучше. Если есть кто-то в этом зале, кто коллекционирует без прагматики, он мой кумир».

Николай Кононихин, коллекционер, искусствовед: «Сегодня мои коллеги сказали практически все, что я хотел бы сказать. Год с лишним «ДК Громов» открылся проектом«Скучные места». И тогда этот проект открыли 8 коллекционеров. Сегодня их 28. В этом отношении, уже прогресс на лицо. Я был бы счастлив, если бы через год было бы 228 коллекционеров. Если бы мне 20 лет назад сказали, когда я начинал коллекционирование, что мы будем сидеть и говорить о таких вещах, я бы сказал, что это чушь полная, потому что 20 лет назад не было рынка и не было коллекционеров. Прогресс колоссальный, на лицо. Здорово было бы показать историю искусства современного, начиная с послевоенного искусства глазами коллекционера. Это то, что отличалось бы существенно от экспозиций музеев и галерей. Дело коллекционеровявляется актуальным на сегодняшний день, потому то каждый год ВЦИОМ проводит опрос в России, и каждый год любимцами публики выступают Айвазовский, Шишкин,Репин, дальше Васнецов, Саврасов. Где-то в первой десятке Илья Глазунов, Малевич на 9-м месте, Кандинский где-то на 27-м. Современных художников здесь вообще нет. В этом смысле коллекционер, который самостоятелен, является наглядным примером для многих тысяч и миллионов людей. Он дает возможность посмотреть на коллекцию конкретного человека и понять, зачем он это делает».

56 комментариев

  • zvodret iluret сказал(а):

    I have read several excellent stuff here. Definitely value bookmarking for revisiting. I surprise how a lot attempt you set to make this type of excellent informative site.

  • guest houses in Johannesburg сказал(а):

    Appreciating the persistence you put into your site and in depth information you provide. It’s awesome to come across a blog every once in a while that isn’t the same unwanted rehashed information. Great read! I’ve bookmarked your site and I’m adding your RSS feeds to my Google account.

  • lodges in South Africa сказал(а):

    Keep functioning ,fantastic job!

  • beimberoclono сказал(а):

    Attractive section of content. I simply stumbled upon your website and in accession capital to say that I acquire in fact loved account your blog posts. Anyway I’ll be subscribing to your feeds and even I achievement you get entry to consistently fast.

  • lodges near Kruger National Park сказал(а):

    I’m still learning from you, but I’m making my way to the top as well. I absolutely love reading all that is written on your website.Keep the stories coming. I enjoyed it!

  • lodges in cape town near the beach сказал(а):

    Hey would you mind letting me know which web host you’re using? I’ve loaded your blog in 3 completely different web browsers and I must say this blog loads a lot faster then most. Can you suggest a good hosting provider at a fair price? Cheers, I appreciate it!

  • inventhelp store products сказал(а):

    Hi, i think that i saw you visited my web site so i came to “return the favor”.I am attempting to find things to improve my website!I suppose its ok to use some of your ideas!!

  • Waldhonig сказал(а):

    I love your blog.. very nice colors & theme. Did you create this website yourself? Plz reply back as I’m looking to create my own blog and would like to know wheere u got this from. thanks

  • thiet bi bep cong nghiep сказал(а):

    I haven’t checked in here for a while because I thought it was getting boring, but the last few posts are good quality so I guess I will add you back to my daily bloglist. You deserve it my friend :)

  • marrakech to ouarzazate day trip сказал(а):

    Have you ever considered about adding a little bit more than just your articles? I mean, what you say is important and everything. However think of if you added some great photos or videos to give your posts more, «pop»! Your content is excellent but with pics and clips, this website could certainly be one of the very best in its field. Terrific blog!

  • Hotels in Botswana сказал(а):

    fantastic post, very informative. I wonder why the other specialists of this sector don’t notice this. You should continue your writing. I’m confident, you have a great readers’ base already!

  • Hotels in Gaborone сказал(а):

    Would you be fascinated by exchanging hyperlinks?

  • hotels in francistown сказал(а):

    Its wonderful as your other content : D, thankyou for posting.

  • Lodges in Botswan сказал(а):

    You could certainly see your skills within the work you write. The world hopes for more passionate writers such as you who are not afraid to say how they believe. At all times follow your heart.

  • places to stay in chobe national park сказал(а):

    Regards for all your efforts that you have put in this. very interesting information.

  • okavango delta safari lodges сказал(а):

    you have an ideal blog here! would you wish to make some invite posts on my blog?

  • Guest Houses in Botswana сказал(а):

    An interesting discussion is worth comment. I think that you should write more on this topic, it might not be a taboo subject but generally people are not enough to speak on such topics. To the next. Cheers

  • cheapest guest houses in Gaborone сказал(а):

    I’d have to examine with you here. Which is not one thing I usually do! I take pleasure in reading a post that may make folks think. Additionally, thanks for permitting me to comment!

  • Tessica сказал(а):

    You really found a way to make this whole prscoes easier.

  • guest houses in Maun сказал(а):

    Im no longer sure where you’re getting your info, but great topic. I needs to spend some time studying more or figuring out more. Thanks for fantastic information I was in search of this information for my mission.

  • tesla bauanleitung сказал(а):

    Definitely believe that which you stated. Your favorite reason appeared to be on the web the simplest thing to be aware of. I say to you, I certainly get annoyed while people think about worries that they plainly don’t know about. You managed to hit the nail upon the top as well as defined out the whole thing without having side effect , people could take a signal. Will likely be back to get more. Thanks

  • Diazepam 10mg сказал(а):

    I like what you guys are up too. Such intelligent work and reporting! Carry on the excellent works guys I¦ve incorporated you guys to my blogroll. I think it will improve the value of my site :)

  • Jason Spencer Dallas сказал(а):

    Hey, you used to write excellent, but the last several posts have been kinda boring?K I miss your super writings. Past few posts are just a bit out of track! come on!

  • low income auto insurance dmv Georgetown TX сказал(а):

    Hello, This snack is very famous in India especially during Christmas. It is also called Kalkals. Loved this recipe and the way it is shown. Some of them do add coconut cream. Thanks for this wonderful recipe. I will be soon making Thanksreeva

  • list of auto insurances in Lebanon PA сказал(а):

    Le clos vougeot est entièrement planté en pinot noir et donc il n’existe pas à priori de « bourgogne blanc clos vougeot »…

  • list of auto insurances in Jupiter FL сказал(а):

    So, ich denke ich habe die Lösung selbst herausgefunden, für alle die es interessiert: Die Tastatur darf nicht auf die SD-Karte verschoben werden, sondern muss im Telefon gespeichert bleiben. Als ich die Verschiebung auf die SD-Karte rückgängig gemacht habe, lief alles wie gewünscht. Über das Menü “Einstellungen -> Anwendungen -> Anwendungen verwalten” kann man die Apps hin un herschieben.

  • best auto insurance in Rochester MN сказал(а):

    19 avril 2011 Je viens de jeter un oeil à votre galerie …. la classe, vos photos sont vraiment superbes, rien que les deux en page d’accueil en mettent plein les yeux, j’adore celle qui a été prise à ras du sol dans l’église

  • no down payment auto insurance in Brooklyn NY сказал(а):

    Thank goodness your Mom is doing okay!! ;_; And I’m glad the bike is going well for you. =D Harold and Maude! Gosh, I love that movie to the point of unhealthiness. xD I think artist are storytellers too; you will definetly make it through. =) Good luck on your commissions, and I hope your Mom, your experiences with your bike, and your work continue to go well. =) *I hope you will remember to take a break when you need to though. xD* ‾G.

  • free car insurance quotes Wake Forest NC сказал(а):

    stackingpennies: definitely a point for column “do not buy”! I don’t wear the pair of Target mary janes that I DO have too frequently, so they haven’t fallen apart yet but I wouldn’t count on them as go-to shoes. karen: hey, you’re about my size! I usually wear 5.5, sometimes a 6. I don’t think I’m a big shoe person, but I do like looking at them, and hoping for the best (fit, comfort, etc.).

  • affordable car insurance Wyoming MI сказал(а):

    Wonderful story, reckoned we could combine some unrelated information, nevertheless actually really worth taking a look, whoa did one study about Mid East has got extra problerms too

  • cheapest car insurance in Bensalem PA сказал(а):

    Kommentar von , 14.12.2012Hallo Angel-Alessia, wenn ich meine Augen schließe, kann ich es immer noch sehen, dein geiles Fickloch ist echt der Hammer.

  • car insurance North Bergen NJ сказал(а):

    These are the knowledge that I should know, I didn’t know about email marketing. I need to research more about it. Thank you Srivathsan for sharing your expertise on how to market well online.

  • cheap non owners insurance in Brighton MI сказал(а):

    wonderful send…I really love what it’s possible you’ll males could end up being right higher genuinely. Such type related to wise job plus credit score confirming! Keep up all this time a fantastic features gents We contained you seriously males to be able to my ra…

  • payless auto insurance Jefferson City MO сказал(а):

    Dreambes, je veux pas te manquer de respect, ou te paraitre condescendant, mais franchement, pourquoi tu l’ouvre? Cette album, Wars of the roses, est plein de bonnes idées, mais c’est vrai, la piste Providence avec ses coeurs c’est mauvais et pas à sa place…et l album dans l ensemble laisse une impression de "j ai raté le c…

  • cheap full coverage car insurance Tinley Park IL сказал(а):

    Ernie, Pete and Skip were the best broadcasting team in sports history, and no one is even close. When the franchise was at its worst in the seventies and eighties, we were still treated? to these amazing personalities every night on TV and radio. They were warm and funny, they were pros, they called a great game, and they were utterly lovable. I spent countless pleasant hours laughing and going through every emotion with these guys and they were family to me. How lucky we were.

  • cheap non owners insurance in Hinesville GA сказал(а):

    LilyLovesYoux3Hey Gina! So I just got the concealer, however I think I got the wrong shade, cause I bought Light, and I’m like NC25-30. However, my problem is not w/ the shade right now, but the application. I put it under my eyes, and it dries too quickly, and I don’t have enough time to blend it out, and it looks cakey. So I was wondering how you apply it. Thank you!

  • full coverage car insurance Roswell GA сказал(а):

    I simply want to tell you that I am all new to blogging and site-building and actually savored your blog site. Almost certainly I’m want to bookmark your blog . You certainly have tremendous stories. Thanks for sharing with us your website.

  • car insurance quotes Grand Forks ND сказал(а):

    Sabes? a Despe le gustan mucho los delfines, creo que uno de los momentos en los que más le he visto disfrutar ha sido cd pudo nadar con ellos en Mexico, le va a encantar tu post!

  • free auto insurance quotes Ashland KY сказал(а):

    on I know this if off topic but I’m looking into starting my own blog and was curious what all is needed to get setup? I’m assuming having a blog like yours would cost a pretty penny? I’m not very internet smart so I’m not 100% sure. Any tips or advice would be greatly appreciated. Kudos

  • cheapest auto insurance in Humble TX сказал(а):

    Bello, bello, bello!Decisamente più efficace della prima versione (la scena della storica foto più in dettaglio, l'alternanza scene/titoli ecc.).Complimentissimi!(Mi rendo conto che si tratta di dettagli ma quoto turillo. L'idea della scritta senza "C" che va ad inglobare la falce della luna è deliziosa…)

  • cheapest car insurance Oklahoma City OK сказал(а):

    Eh, I can agree with you on the full auto thing. I guess I got jaded being an AF cop and all.I had more fun trying to put 5 rounds in the same hole at 500 meters. Go figure.

  • car insurance rates Mission Viejo CA сказал(а):

    We absolutely love your blog and find a lot of your post’s to be just what I’m looking for. Does one offer guest writers to write content for you personally? I wouldn’t mind creating a post or elaborating on a number of the subjects you write about here. Again, awesome web log!

  • Louisinory сказал(а):

    Доброго дня!
    Предлагаем рассмотреть предложение:

    Отправка вашего сообщения в более чем 1 000 000 форм обратной связи России только до 5 мая — 4000 р
    Ваше сообщение увидят администраторы сайтов, менеджеры и руководители!
    Отличная реклама Ваших товаров и услуг!
    Гарантии и отзывы.

    Контакты:
    2018form @inbox.ru(убрать пробелы)
    Telegram: @form2018
    Skype: 2018form

  • look auto insurance Cabot AR сказал(а):

    Me apunto al sorteo, aunque más que para probarlo es para seguir usandolo, desde que descubrí Sanex hace muchos años ha sido mi único desodorante, y cuando sacaron estos dos nuevos modelos los compré los dos, el verde ya se me terminó y me encatnó el ahora estoy con el salmón, pero creo que de los dos me quedo con el vere.Mi nombre es Inma H.y mi mail es imhermo@hotmail.com

  • car insurance rates Butler PA сказал(а):

    Terrific site you could have right right here but We was interested in for many who understood of anyone dialogue community forums that cover the identical subjects discussed on this page? I would really adore to become a component of on the web neighborhood where I can get thoughts from other expert people that share exactly the same curiosity. When you’ve got any recommendations, remember permitting me understand. Many thank you lots!

  • low income auto insurance Sault Sainte Marie MI сказал(а):

    Tip:Click the little rectangle in the upper right corner (while looking at the sphere).Note:The sphere only works with Flash enabled. Otherwise, an alternative slideshow is provided.

  • cheap full coverage auto insurance Fair Lawn NJ сказал(а):

    I never knew we get masoor dal whole!! I like masoor dal…sure its a healthier one! How come ur DH can resist that rasam…delicious!! Never added both ginger and garlic same time in rasam,will try out some time!

  • auto acceptance insurance Wausau WI сказал(а):

    Kristi,Extremely helpful post, thank you for writing the article. I do have a question: since the new format came out, I can’t seem to “like” other pages/people while using my FB page admin account. Why is that? Can I change a setting to allow it? Thank you!

  • cheap full coverage auto insurance Fargo ND сказал(а):

    No recuerdo una entrada tuya tan larga, creo que tienes mas tiempo libre y eso es una maravilla.Tu como consideras a Rush? Deprimente? Asi lo considero yo, tiene tendencias depresivas con bastante melancolia.Un saludo!

  • low income car insurance dmv Covington KY сказал(а):

    Thanks SD, and great idea about the platforms at Angel. I’ll add that to the list! You’re right that some of the District line stations have island platforms, but I’m going to be fussy and say they don’t count because they’re sub-surface ones. The two Claphams are the only deep-level stations to have this kind of arrangement. North Greenwich is really a giant cavern rather than a single tunnel split down the middle!

  • car insurance in Sanford NC сказал(а):

    Hello! I just wanted to ask if you ever have any trouble with hackers? My last blog (wordpress) was hacked and I ended up losing months of hard work due to no data backup. Do you have any solutions to prevent hackers?

  • cheap sr22 insurance Whittier CA сказал(а):

    This is why Julian Assange is in such danger. The USA and the PA are revealed for what they are – the USA an enemy of democracy around the world and the PA a quisling . I expect this behavior from the USA, but the PA is truly repulsive.

  • free car insurance quotes Lorain OH сказал(а):

    I love when that happens! I never planned to fall in love with a boy in my history class during my freshman year of college, but I did, and that was over 20 yrs ago. Congrats on your debut. I’ve got it on my Nook and can’t wait to read it!

  • full coverage auto insurance Mount Vernon NY сказал(а):

    as an excuse. We do Halloween as long as it’s fun and not scarey for my kids. The only hesitation I have had is it IS going door to door and asking strangers for candy. Last year we gave all the candy away that they were allowed to get. It was fun and funny and they know otherwise it gets thrown out. [my girls and a cousin went as TLC].

  • cheap sr22 insurance Randolph MA сказал(а):

    Oct09 Hi, i think that i saw you visited my blog so i came to “return the favor”.I’m trying to find things to improve my site!I suppose its ok to use some of your ideas!!

  • average car insurance rates in Hendersonville TN сказал(а):

    what a beautiful picture. thank you for posting this so that my siblings and myself can view it. we miss him terribly but are so thankful to know that he was surrounded by wonderful friends and opportunities to participate in these kinds of beautiful adventures.

Оставьте комментарий


Вы можете оставить комментарий




© Арт-холдинг «Рахманинов», 2012 - 2018

   
315 views